К 60-летию научно-исследовательской деятельности ЛГПУ

В июле 2009 г. исполнилось 60 лет с момента образования Липецкого государственного педагогического университета – крупного научно-образовательного центра региона.

С момента создания ЛГПУ сыграл чрезвычайно важную роль в формировании культурного и образовательного пространства г. Липецка и области, подготовке высококвалифицированных учителей и других специалистов, развитии творческой, художественной, спортивной активности молодежи, в пропаганде искусства. Общеизвестны его достижения в развитии передовых педагогических технологий, форм и методов работы с детьми и молодежью, существенная часть которых связана с внедрением результатов научно исследовательской работы в учебный процесс, с развитием научно исследовательской работы студентов.

Липецкий государственный учительский институт образован приказом Министерства высшего образования СССР 29 июля 1949 г. Однако подготовка педагогов в г. Липецке началась в 30-е гг. прошлого века. В протоколе заседания секции отдела народного образования при Липецком городском совете от 7 апреля 1931 г. отмечалось: «Липецк растет за счет рабочих. Создается индустриально металлургический комбинат. Растет и политехнизируемая школа. Возникает необходимость получения квалифицированных педагогических кадров, в которых особенно ощущается недостаток в Липецком районе. Создание индустриально-педагогического техникума в данный момент особенно целесообразно».

Липецкий индустриально-педагогический техникум (ЛИПТ) Центрально-Черноземного областного отдела народного образования стал функционировать с 16 апреля 1931 г. Таким образом, эта дата – начало профессионального педагогического образования в г. Липецке. Позднее учебному заведению было присвоено имя С.М. Кирова, в 1936 г. оно было переименовано в Липецкий педагогический техникум им. С.М. Кирова, а с 1937 г. – в Липецкое педагогическое училище им. С.М. Кирова. Первым директором техникума стал инициатор его создания Петр Васильевич Хлебников. Вскоре, в июле 1931 г., он был «отозван на партработу», и с 1 августа директором ЛИПТ стал выходец из крестьян Федор Илларионович Касьянов, потом долго работавший в педагогическом училище, в 40-е гг. ставший зав. Липецким ГорОНО, а затем – директором средней школы №1 г. Липецка. В техникуме был трехлетний срок обучения, шесть семестров. Учебный план предусматривал три цикла дисциплин для изучения: общественно-экономический; политехнический; педагогический. В 1939 г. в училище обучались 619 человек, а педагогический состав включал 26 преподавателей. Оборудование составляли 2 патефона, 56 пластинок, один рояль, три пианино, 15 скрипок. В библиотеке числилось около 35 тыс. книг.

Условия жизни в 30-е гг. были достаточно трудными, но молодежь того времени стремилась получить образование. В деятельности педагогического техникума проявлялась политическая жизнь страны. Все 30-е гг. звучало: бдительность, бдительность и еще раз – революционная бдительность, жестко декларировалась необходимость критики и самокритики и т.д.

Особенно тяжелой была ситуация в училище в годы войны, в 1943/1944 учебном году не было преподавателей педагогики, некоторое время – русского языка, целый семестр – преподавателя географии. Благодаря деятельности училища к концу 30-х гг. начала решаться в городе и округе задача осуществления всеобщего семилетнего образования, существенно выросло качество педагогических кадров. Решение задачи обеспечения всеобщего семилетнего образования привело к преобразованию ряда педучилищ в учительские институты.

29 июля 1949 г. приказом Министерства высшего образования СССР Липецкое педагогическое училище было реорганизовано в государственный учительский институт. 1 сентября 1949 г. в институте начали занятия около 200 студентов. Первым директором института стал доцент кафедры математики Воронежского сельскохозяйственного института Борис Лаврентьевич Панферов.

Были созданы два отделения – физико-математическое и русского языка и литературы. Впервые было осуществлено объединение преподавательского состава по кафедрам, появились первые кандидаты наук. Были образованы первые пять кафедр: основ марксизмаленинизма (4 штатных преподавателя), русского языка и литературы (8 преподавателей, из которых 1 доцент), математики (5 преподавателей), физики (4 преподавателя), педагогики (2 преподавателя), позже была создана кафедра физвоспитания. Начал складываться педагогический коллектив института.

Основная часть небольшого педагогического коллектива института была сформирована из наиболее опытных учителей и приезжих специалистов. В годовом отчете за 1949-1950 учебный год отмечалось, что до 1 сентября 1950 г. в институте работали 12 преподавателей, из которых только двое ранее работали в педвузах.

После первого года работы и второго приема студентов число преподавателей увеличилось, но среди них не было ни одного с научной степенью. Когда заведующий кафедрой педагогики Я.М. Дурняпин сдал кандидатский экзамен по основам марксизма-ленинизма, то об этом большом успехе сообщала городская газета. «Серьезным недостатком» в работе института названо в отчете за 1952–1953 учебный год то, что за всю историю существования института (4 года) «ни один из преподавателей не защитил кандидатскую диссертацию, а повышение квалификации идет медленным темпом». В конце 1953 г. в институте числилось три преподавателя со степенью – но это все приезжие, из других институтов.

В институте в год открытия числилось 200 студентов: 79 – на отделении русского языка и литературы и 121– на физмате.  В январе 1951 г. в институте обучались 406 студентов дневного отделения. Институт как учительский сделал три выпуска, выполнив задачу конкретного периода времени. Свыше 400 выпускников института обеспечили работу школ-семилеток.

П.Г. Бугаков,
профессор, ректор ЛГПУ