Здравствуйте дорогие коллеги!

От всей души поздравляем вас и желаем доброго здоровья, творческих успехов, оптимизма! К сожалению, в Новый год мы входим со старыми проблемами, которые вряд ли будут решены без участия географической общественности: РГО, Ассоциации учителей географии, РАО и РАН. На наших глазах происходит разрушение системы образования современной России. Это продуманное, целенаправленное действо, подготовленное многолетним охаиванием советской педагогической науки, общеобразовательной и высшей школы. Десятилетиями СМИ пытались нас убедить, что раньше были мифы о том, что советские люди – самые читающие, самые образованные и т.п. И это произносилось на фоне того, что советские специалисты отлично работали и работают не только в нашей стране, но и за рубежом, и создали такую хозяйственную инфраструктуру, которая до сих пор служит народу и приносит немалые доходы «прихватизировавшим» ее владельцам, не вложившим ни рубля в модернизацию или хотя бы в поддержку систем жизнеобеспечения народа, созданную в прошлом веке.

В настоящее время наблюдается переход от слов к делу: проводится масштабная реформа системы образования. Новый закон об образовании, подушевое финансирование образовательных учреждений, новые ФГОСОО, принятые и уже реализуемые в школе, ЕГЭ и ГИА и многое, многое другое. Все, на первый взгляд, основательно и солидно, но… От благих намерений до их реализации, как известно, путь далек. Тем более, если концептуальная основа весьма сомнительна. По мнению реформаторов, образование – это сфера услуг. Отнюдь нет. Образование – это системообразующий институт нации и государства, поскольку именно образование делает нас Гражданами, Патриотами. Поэтому образование – это и важная составляющая национальной безопасности. Не может быть принят и новый вектор, обозначенный реформаторами: переход от знаний к компетенциям, поскольку без прочной базы знаний профессиональных компетенций не бывает. На примере школьной географии посмотрим, что же происходит в условиях реформирования образования. Начнем с содержания. При сохранении фундаментального ядра предмета в новом стандарте, какие условия реализации его мы имеем? В 5 и 6 классах на изучение начального курса географии, а значит, курса – имеющего первостепенное значение для формирования познавательного интереса к географии у школьников, современный учебный план отводит по 1 часу в неделю. Хотя еще в прошлом веке советская (и не только!) педагогическая наука убедительно доказала, что одночасовые предметы в школе неэффективны, не позволяют выполнить образовательные цели и обеспечить результаты курса, тем более такие непростые, требуемые новым ФГОС как личностные, предметные и метапредметные. Наш предмет всегда играл ключевую роль в реализации воспитательных идей, в формировании мировоззрения.

В новом стандарте воспитательный аспект географии раскрыт во всей полноте. Но… Как можно проверить уровень сформированности «представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах»; «…компетенции использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном мире и адекватной ориентации в нем» средствами ЕГЭ?! Кстати, за последние годы разработчики КИМов для ЕГЭ значительно улучшили качество заданий. За что им огромное спасибо.

 

С искренним уважением,
И. Баринова